Городская больница

Справочник заболеваний и лекарств

Ребенок пишет зеркально: что это?

Почему ребенок «зеркалит» и как этого избежать…

Считается, что к моменту рождения ребенка правое полушарие мозга ребенка больше по отношению к левому. Утверждается даже, что до 9 -10 лет ребенок является существом «правополушарным». Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер.

Существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6 -7 годам, т.е. к началу школьного обучения.

С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умения считать и писать. Дети, у которых дольше сохраняется правополушарная специализация мозга не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова, им тяжело дается таблица умножения. И такие дети часто «зеркалят» в письме.

Нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обеих полушарий головного мозга. Т.е. между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Это сложный и поэтапный процесс. У дошкольника эти связи еще очень тонкие. Их нельзя перегружать (раннее чтение и письмо, математика), но им можно помочь развиться.

Т.о. ребенок приходит в этот мир изначально «правополушарным», по мере взросления левое полушарие тоже начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, это сказывается на таких умениях малыша, как письмо, чтение, счет, симметричные движения руками и ногами… из-за этих слабых связей многие малыши (если они еще и левши) «зеркалят» буквы и цифры в письме.

Если вы заметили такое у вашего ребенка, не паникуйте, все нормально. Просто постоянно, спокойно указывайте на ошибки, просите исправить. Кроме того помогите развить и укрепить межполушарные связи.

Для этого существуют разные упражнения. делайте их с ребенком по несколько раз в день (просто так или как физкультминутки во время занятий), сначала правой рукой, потом левой и, наконец, обеими руками вместе.

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв. консультация (подготовительная группа) на тему

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках — например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый «почерк Леонардо», названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причём, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении. Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна», в котором расположена обратная перспектива, или так называемые «пространства Лобачевского». В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.

По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.

Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

· воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;

· сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма

· обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)

· написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.

· совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).

· развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

· развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)

· расширение поля зрения ребенка.

· развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

· для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.

· поиск букв, наложенных друг на друга.

· выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

· письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».

· после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

Как помочь, если ребенок зеркалит при письме. Когда необходимо обратиться за помощью к специалисту

В условиях массовой школы педагогу трудно уделить внимание индивидуально каждому ребенку. Поэтому, если у школьника возникают трудности с овладением навыка письменной речи? родителям приходится искать способы, как помочь своему ребенку.

Что делать, если вы столкнулись с такой проблемой: «Ребенок зеркалит буквы или цифры при письме»?

Чаще всего в зеркальном или перевернутом изображении пишут дошкольники или первоклассники в самом начале обучения в школе. Это может быть связано с тем, что у ребенка не достаточно четко сложился образ буквы в ее печатном или прописном виде или образ цифры. И в этом случае достаточно будет простых упражнений, которые помогут ребенку четко запомнить, как пишутся буквы и цифры, а точнее в какую сторону «смотрит» буква.

Если же вы столкнулись с устоявшейся привычкой зеркального или перевернутого написания букв или цифр у ребенка к возрасту 7-8 лет, то необходимо провести диагностику и понять причины такого написания. Чем раньше вы займетесь устранением этой проблемы, тем быстрее получите результат.

И наоборот, если не помогать ребенку справится с зеркальным написанием букв или цифр, то высока вероятность возникновения других более серьезных проблем с письменной речью у ребенка.

Важно: Чаще с проблемой зеркального написания сталкиваются детки с доминирующей левой рукой. Для этих деток наиболее важно до обучения письму и чтению.научится точно и уверенно ориентироваться в пространстве, понимать понятия «право/лево» и безошибочно знать схему своего тела.

Помогаем ребенку запомнить буквы

Итак, если с проблемой перевернутого или зеркального написания букв или цифр ваш ребенок столкнулся на первом этапе обучения чтению и письму, то помочь ему можно простыми играми и упражнениями.

Во первых, во время чтения или письма всегда обращайте внимание ребенка на связь звука и графического изображения буквы. И для этого лучше всего подойдут карточки, на которых буквы изображены с помощью соответствующего образа. Например, дети часто забывают в какую сторону пишутся буквы «З» и «Е». Нарисуйте вместе и рассмотрите, например, такие картинки.

Во время игрой с карточкой обращайте внимание ребенка на то, в какую сторону «смотрит» буква относительно направления всей строки. Кстати на этом этапе уже важно, чтобы ребенок ориентировался в направлениях «право», «лево», «правая рука» «левая рука».

Например, совместите карточку с любым текстом детской книги и вместе с ребенком проговорите: «Смотри, зайка прискакал и смотрит на буковки. В какую сторону смотрит зайка? Правильно навстречу буковкам. А буковка «З» отвернулась, и не хочет знакомиться. Наверное, она стесняется».

А буковка «Е» где у нас спряталась? Да! Ель её прикрыла веточками. Буковка «Е» приветливая, повернулась лапками ко всем буковкам, и хочет обниматься!».

А если вы покажите букву «Ё» в образе такого веселого ежа я яблочками на колючках, то ребенок не забудет ставить точки-яблочки.

Важно при переходе от изучения печатных букв к прописным, как можно больше показывать ребенку карточки и изображения соответствующих букв. При этом обращайте внимание ребенка на похожие элементы. Используйте парные карточки. Например, дайте ребенку карточку с печатной буквой «А» и попросите найти среди вашего набора карточек соответствующую прописную букву. А для того, чтобы ребенку было интересно поиграйте в рыбалку.

На маленьких кусочках бумаги напишите прописные и печатные буквы и прикрепите к ним обычные металлические канцелярские скрепки. Удочкой из игры «рыбалка» ребенок пусть вылавливает «рыбок» по вашему заданию.

ВАЖНО: Как можно играйте с буквами. Буквы можно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, выкладывать из разнообразных мелких предметов (круп, макаронов, бусинок, пуговок). Буквы полезно прятать, накладывая на изображение буквы какие либо фигуры. При этом важно, чтобы толщина линии, которой прорисована буква не отличалась от толщины линии, которой нарисованы прочие фигуры.

Когда пора обратиться к специалисту

Тем деткам, которые с проблемой зеркального или перевернутого написания букв и цифр столкнулись уже на этапе автоматизации почерка (в возрасте 7-8-9 лет), необходима более продуманная программа коррекции. И зачастую в этом случае без помощи квалифицированного специалиста, логопеда или нейропсихолога, не обойтись. Чем поможет специалист?

В первую очередь специалист проведет диагностику и выявит механизм нарушения:

— определит, какая зона мозга отвечает за возникновение ошибок при письме. Увидит или исключит признаки оптической дисграфии;

— есть ли у ребенка трудности в узнавании отдельных букв или же он не воспринимает буквы в составе слова;

— насколько хорошо ориентируется на поверхности листа;

— насколько хорошо развиты навыки пространственного ориентирования;

— насколько точно соблюдает границы строки;

— хорошо ли удерживает размер буквы;

— не допускает ли каких-то иных ошибок, указывающих на трудности, например звуко-буквенного анализа слов.

И от результатов диагностики уже будет зависеть, какие упражнения необходимо рекомендовать конкретно вашему ребенку для устранения трудностей в освоении письменной речи.

Подробнее о функциональной структуре письма у младших школьников можно просчитать в нашей статье «Ребенок пропускает буквы при письме».

Поскольку наиболее частыми причинами зеркального почерка у ребенка являются несформированность образа буквы (об этом мы говорили в первой части статьи) и несформированность пространственно-временных представлений, родителям можно дать несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку самостоятельно, если кроме «зеркальных» других трудностей вы не наблюдаете.

  1. «Право-лево». Как можно четче уже в старшем дошкольном возрасте помогайте ребенку ориентироваться в пространстве. Учите дошкольника определять правую и левую руку, ухо, глаз. Постепенно переносите знания пространственного ориентирования на окружающую обстановку. Тренируйте навыки ребенка поминать расположение предметов относительно тела ребенка, а также относительно других предметов.
  2. «Перевертыши». Расположитесь за столом напротив ребенка. Возьмите по одному чистому листочку. Суть игры в том, что вы рисуете простые фигурки, а ребенок должен нарисовать их, перевернув в соответствующей ориентации. То есть мысленно ребенок переворачивает ваш рисунок и размещает его на своем листе так, как он расположен на вашем листе.
  3. «Геометрические перевертыши». Для разнообразия предыдущее задание можно выполнять с использованием заранее вырезанных цветных геометрических фигур. Вы выкладываете из разноцветных фигур несложный орнамент, а задача ребенка повторить его на своем.
  4. «Вратарь». Для тренировки навыков пространственного ориентирования отлично подходит мяч. Первый вариант игры: взрослый бросает мяч и заранее предупреждает ребенка, в какую сторону (лево/право) полетит мяч. Ребенок должен сориентироваться и заранее повернуться в нужную сторону.
  5. «Броски в цель». Для этого упражнения потребуется 2 мяча, две цели, в которые нужно будет попадать. Целями могут служить пластиковые тазики, контейнеры, или даже просто листы бумаги. Ребенок располагается напротив взрослого, а взрослый встает между целями. Взрослый поднимает вверх руки сначала правую и потом левую, или наоборот, в той последовательности, в которой нужно будет попасть в правую и левую цель. Ребенок запоминает эту последовательность и бросает по очереди оба мяча. Игра проводится без применения речевой инструкции.

Заметить предпосылки к тем или иным трудностям при овладении письменной речью у ребенка можно еще в дошкольном возрасте, И чем раньше родители обратят внимание на ошибки ребенка и помогут ему справиться с трудностями, чем легче и быстрее можно будет решить проблему. Это касается не только зеркального написания букв и цифр, но относится и к другим возможным трудностям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх