Городская больница

Справочник заболеваний и лекарств

Причины рассеянности и невнимательности

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

© З. Нелли Владимировна, врач первой квалификационной категории, специально для СосудИнфо.ру (об авторах)

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. Вот на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, анемии;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Опухоли головного мозга;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения;
  3. Атеросклероз;
  4. Артериальная гипертензия;
  5. Дисциркуляторная энцефалопатия;
  6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника;
  7. Вертебро-базилярная недостаточность;
  8. Черепно-мозговые травмы;
  9. Метаболические нарушения;
  10. Гормональный дисбаланс;
  11. Опухоли ГМ;
  12. Болезнь Альцгеймера;
  13. Психические расстройства (депрессия, эпилепсия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Головные боли.
  4. Метеозависимость.
  5. Сонливость днем и бессонница ночью.
  6. Перепады АД, нарушения сердечного ритма.
  7. Приливы и другие вегетативные нарушения.
  8. Хроническая усталость, слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

  1. Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз);
  2. Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось;
  3. Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал;
  4. Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня);
  5. Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста

Плохая память: ТОП-5 простых советов по улучшению

Рассеянность внимания встречается чаще у детей и пожилых людей. Плохая память свойственна самым маленьким и самым стареньким. О таких говорят, любя, шутя: «Впал в детство».

Но существуют обстоятельства, когда рассеянным может быть каждый из нас, в любом возрасте. Когда человек долго выполняет монотонную работу, устал, вымотался, он уже не в состоянии сосредоточиться.

Его внимание становится рассеянным. Такая рассеянность называется истинной. Причины ее появления – это обычная усталость, перегруженность, монотонность.

Лечение истинной рассеянности самое простое. Надо лечь в постель, выспаться, отдохнуть от монотонности действий. С плохой памятью надо разбираться детально.

Причины плохой памяти и ее ухудшения

Проблемы с памятью случаются по разным причинам. У молодых и пожилых индивидуумов бывают травмы головы, сосудистые болезни, влияющие на работу головного мозга.

Образ жизни, полезные и вредные привычки, качество питания, все влияет на наши способности. Нарушение памяти в результате бесконечных попоек – естественный процесс. Первое, что надо сделать в этом случае, бросить пить.

Рассеянность в работоспособном возрасте бывает следствием заболевания. При ВСД у человека меняется ритм сердца, поднимается или понижается давление, появляются боли в области сердца, головокружение, близкое к обморочному состоянию.

Субъект, у которого вегетососудистая дистония, пугается за свою жизнь, начинает усиленно прислушиваться к своему самочувствию, внутреннему состоянию и становится рассеянным, теряет ориентацию в реальном мире, окружающем его. Приступы дистонии приводят к ослаблению внимания, бессоннице, способности концентрироваться на одном деле.

Этот вид рассеянности называется мнимой, когда человек сосредоточен на своем внутреннем мире мыслей и забывает о нормальном поведении во внешнем мире. Так профессор, постоянно обдумывающий свое открытие, «вместо шляпы на ходу, вдруг одел сковороду».

Существует ученическая рассеянность внимания у ребенка, низкая концентрация мыслей на одной задаче длительный отрезок времени. Ребенок страдает синдромом рассеянного внимания (СРВ) по причине высокой активности. Часто стремительный рост костей школьника не успевает справляться с развитием головного мозга.

Особенно у мальчиков, вырастающих за лето на 10 см отмечаются частые головные боли, повышенное внутричерепное давление. Эти негативные и болезненные ощущения мешают ученику сосредоточиться на усвоении новой информации.

К тому же давно отмечено, что на современных школьников обрушивают слишком большой объем информации. Поэтому, виновниками рассеянности подростков часто бывают некомпетентные учителя и равнодушные родители.

Учителя, неспособные правильно выстроить программу обучения, и родители, которые вместо моральной поддержки оказывают на ребенка устрашающее воздействие, наказывая его, ругая.

Мать, которая кричит на сына, так, что окна трясутся у всех соседей, не поможет ему решить задачу по математике. Она только даст понять, что не любит его. Ребенок расстроится, будет грустить. От этого его рассеянность только увеличится и память не улучшится.

Забывчивость и рассеянность, к которой склонны люди, перешагнувшие границу 60-65 лет, определяется естественным увяданием умственной деятельности. Однако, гораздо позже она посещает тех, кто учит иностранные языки, разгадывает кроссворды, собирает грибы в лесу, плавает в бассейне, танцует танго.

Внимание! Чтобы активизировать внимание, в любом возрасте, помочь своему мозгу проснуться, постарайтесь проветрить помещение. Свежий воздух усилит работу мозга на 10%. Выпейте стакан воды, мозг станет активнее на 20%. Разомните пальцы рук, разотрите ладони, кровь прильет к голове и добавит ей 30% работоспособности. Кусочек горького шоколада насытит клетки серого вещества, поднимет настроение.

Виды нарушений памяти

Болезни памяти случаются от удара по голове, от старости, инсульта и алкоголя. Амнезия бывает скоротечная, и плавно текущая. Человек может забыть свое имя, но помнить профессиональные навыки. Пропасть из памяти могут лишь части происходящих событий, а может исчезнуть вся жизнь, вместе с биографией и фамилией.

О таких случаях рассказывают в кино. Слишком частые провалы в памяти у работоспособных, здоровых мужчин, наводят на мысль о том, что разработаны специальные препараты, устраняющие память. Человек, не помнящий себя, может стать послушной куклой в чужих недобрых руках.

Опасно! Не принимайте угощение от незнакомых попутчиков в поездах. Не выпивайте с незнакомыми людьми в ресторанах. В питье и еду могут незаметно добавить клофелин и другие средства, вызывающие стойкую и полную амнезию.

Корсаковский синдром

Дезориентация во времени, невозможность запомнить настоящие события при целостной памяти о прошлом, называется синдромом Корсакова. Больные начинают верить в вымышленные события, которые сами же и придумали, нарушается концентрация внимания.

Эти симптомы являются следствием нескончаемых попоек, недостаточного питания, иногда ушибов головы. Молодые люди, если отказываются от алкоголя, могут вылечиться, принимая медикаменты, улучшающие работу мозга.

Для тех, кто продолжает выпивать и после 65, прогноз не такой позитивный. Смертельные исходы, которыми заканчиваются регулярные запои, не редкость.

Выбор за вами! Водка или жизнь!

Деменция (слабоумие, старческий маразм)

Никто не виноват в том, что мы стареем. Естественный процесс увядания клеток головного мозга приводит к тому, что с годами у всех пожилых людей проявляется рассеянность и плохая память.

Слабоумие наступает у многих после 65 лет. Но те, кто учит стихи, не замыкается в своих проблемах, умеет общаться в соцсетях, гуляет по парку, делает зарядку, читает ежедневно о новостях в газете, не впадает в старческий маразм. Активное долголетие возможно, если бороться с напастями.

Внимание! Если у вашего престарелого отца случаются выпадения в памяти, в его кармане всегда должна быть записка с телефонами родных. Сообщите в записке о том, что он иногда может забыть где живет.

Болезнь Пика

Иногда в старости человека поджидают коварные болезни. Почему они нападают на одного и обходят стороной другого субъекта, неизвестно. Очень скоротечная атрофия коры лобных и височных частей головного мозга приводит к разрушению личности.

Невнимательность родственников в этих случаях может привести к непредсказуемым событиям. Лечение не дает быстрых результатов. Душевное внимание, добрые слова, лекарство, прогулки, свежий воздух и забота замедляют развитие негативного процесса.

Важно! Не пропустите момент потери полной ориентации в пространстве и времени. Не оставляйте человека, забывшего свою личность, без присмотра, чтобы не случились пожары, потоп и другие непредсказуемые проблемы.

Болезнь Альцгеймера

Этой болезнью страдают многие пожилые люди в возрасте за 70-80 лет. Что делать с плохой памятью в эти годы? Тренировать ее! Учитесь пользоваться компьютером. Разгадывайте кроссворды. Ходите в гости, поддерживайте забывчивых подруг.

Читайте молитвы на иностранных языках. Дышите свежим воздухом. Делайте зарядку, не вставая с постели, по утрам. Ходите на балет с внуками.

Старческие заболевания отнимают воспоминания, но, если вы боретесь, эти процессы замедляются. Жизнь становится насыщенной, интересной и долгой. Дети обязательно должны поддерживать своих престарелых родителей в эти трудные годы.

Церебральный атеросклероз сосудов головного мозга

Церебральный атеросклероз является поражением сосудистой системы головного мозга. Если при болезни Пика патологические белки откладываются в телах клеток коры мозга, при атеросклерозе бляшки холестерина откладываются на стенках артерий головы, постепенно затрудняя кровообращение.

Последствия плохого снабжения кислородом мозга:

  • память ухудшается постепенно;
  • снижается концентрация внимания;
  • характерна рассеянность, нарушение сна;
  • головные боли, ухудшение зрения;
  • другие признаки ухудшения работы головного мозга.

Как лечить атеросклероз? Бороться с ожирением, придерживаться диеты без жирных, жареных, копченых и сладких «вкусняшек». Помогут препараты, снижающие процент холестерина и сахара в крови, сосудорасширяющие, противовоспалительные, витамины. Прогулки, ежедневные физические нагрузки, рациональное питание улучшат состояние сосудов и мозга.

Лечение нарушений памяти

Лечение рассеянности во многом зависит от причины, которая привела к ней. Если человек переутомился, ему надо отдохнуть. Если болен ВСД, сначала надо лечить дистонию. Когда причиной атеросклероза является сахарный диабет, надо что-то делать с этим.

Рассеянному ребенку должны помочь любящие родители и опытные учителя. Научить ребенка понимать информацию, а не зубрить ее. Тогда память не перегружается и внимание не рассеивается.

Препараты, улучшающие работу мозга:

  • Интеплан;
  • Ноотропил;
  • Глицин;
  • Пирацетам;
  • Пикамилон;
  • Танакан;
  • Аминалон;
  • Многие, улучшающие умственную деятельность.

Народные методы

Тертый свежий хрен с медом, тертыми лимонами отлично улучшает память. Пять ядер грецкого ореха растолочь в ступе и смешать со сливками.

Столовую ложку сухой мяты, смешать с таким же объемом сухого шалфея, залить половиной литра крутого кипятка. Настоять сутки, процедить, пить по 50 мл 4 раза в сутки за пол часа до трапезы.

Питание, диета

Рацион должен быть разнообразным. Но, если вы хотите улучшить память, отдавайте предпочтение:

  • сухофруктам;
  • печеному картофелю;
  • семечкам подсолнуха;
  • салатам из свежих овощей с оливковым маслом;
  • бананам;
  • грецким орехам;
  • свежим ягодам и фруктам;
  • горькому шоколаду;
  • творогу;
  • сыру.

Исключите из рациона алкогольные напитки, жареное, копченое, жирное, излишки сладкого.

Спорт, гимнастика

Для того, чтобы лучше снабжался кислородом головной мозг, легче запоминалась новая информация и прошла навсегда рассеянность, учитесь танцевать. Не стоит стремиться к олимпийским рекордам. Но ежедневные прогулки и легкая, посильная гимнастика помогут улучшить качество жизни.

Дети должны играть зимой в снежки, кататься на лыжах, летом ходить в бассейн, на футбол. Здоровый образ жизни помогает в любом возрасте сохранять работоспособность и не терять память.

Каждый человек испытывает недостаток концентрации внимания время от времени, когда невозможно тратить больше времени на что-то и сосредоточиться на этом. Отсутствие концентрации может иметь различные причины. Недостаток сна, стресс, недоедание, нарушение мозгового кровообращения, подавленное настроение или отравление могут вызвать нарушения концентрации внимания (невнимательность). Прочитайте всю важную информацию об общих причинах и вариантах лечения в случае плохой концентрации, рассеянности и забывчивости.

Недостаток концентрации (невнимательность): описание

Дефицит концентрации или нарушение концентрации означает снижение способности человека справляться с конкретной задачей в течение более длительного периода времени. Пострадавших легко отвлекают внешние раздражители, и их мысли быстро блуждают. Недостаток концентрации может быть временным и безвредным по своей природе, например, недостаток сна и физических упражнений или спусковые механизмы стресса. Тем не менее, концентрационные расстройства также могут быть признаком серьезных заболеваний. К ним относятся, например, болезнь Альцгеймера, почечная слабость и гипотиреоз.

Недостаток концентрации: причины и возможные заболевания

Возможные причины недостатка концентрации:

  • Психическая перегрузка: профессиональные и / или частные чрезмерные нагрузки, тяжелый стресс и нехватка времени до выгорания – возможные причины концентрационных расстройств.
  • Лишение сна / бессонница : когда человек по какой-либо причине слишком мало спит, он должен бороться в течение дня с недостатком концентрации.
  • Недоедание. Мозг нуждается в достаточном количестве углеводов, белков, жиров, витаминов, минералов и воды для оптимальной работы. Например, нерегулярное или недостаточное потребление углеводов вызывает колебания уровня сахара в крови. Это может привести к снижению производительности и снижению концентрации. Недостаток других питательных веществ, таких как витамины группы В, железо или магний, может вызвать проблемы с концентрацией.
  • Недостаточная физическая активность: Недостаток физической активности может вызвать недостаток концентрации.
  • Синдром отмены алкоголя: Нарушения концентрации, а также двигательное и внутреннее беспокойство являются общими симптомами отмены наркотического алкоголя.
  • Нарушения кровообращения головного мозга. Недостаточная концентрация может также возникнуть, если мозг не обеспечен кровью должным образом, поэтому он недостаточно снабжен кислородом и питательными веществами. Распространенной причиной такого отсутствия притока крови к мозгу является «кальцификация» ( атеросклероз ) сосудов головного мозга.
  • Деменция : болезни деменции, такие как болезнь Альцгеймера, связаны с нарушениями памяти, ориентации и концентрации.
  • Синдром дефицита внимания без (ADD) или с гиперактивностью ( ADHD ): от ADD или ADHD могут страдать не только дети, но и взрослые. Заболевание связано, помимо прочего, с нарушением концентрации внимания.
  • Низкое кровяное давление (гипотония): нарушения концентрации являются типичными симптомами гипотонии, а также недостаточной работоспособности, усталости , сердцебиения и простуды рук и ног.
  • Химиотерапия рака может вызвать психические и концентрационные расстройства как побочный эффект. Врачи говорят о «химиобрэйне».
  • Другие заболевания и расстройства: отсутствие концентрации может происходить как вторичный симптом различных заболеваний и состояний здоровья, таких как низкая активность щитовидной железы, почек , слабость, депрессия , анорексия и избыток глюкозы в крови (гипергликемия)

Невнимательность (рассеянность) у детей

Возможные причины расстройства концентрации внимания у детей в основном такие же, как у взрослых. Часто, перегрузка в школе и семье или слишком плотное, переполненное планирование досуга без адекватного отдыха вызывает нехватку концентрации и как следствие – забывчивость.

  • Психический стресс: недостаток сна, стресс и эмоциональный дисбаланс также являются возможными причинами плохой концентрации у детей. Стрессовые переживания, которые ребенок не может легко отнять, негативно влияют на концентрацию.
  • Физические причины: также физические причины могут быть связаны с проблемами концентрации у детей, например, дисбаланс в гормональном или минеральном составе, недостаток физической активности, грипп, пневмония, непереносимость (например, определенных продуктов или химикатов) и токсины окружающей среды.
  • Недостаток мышечного напряжения: даже недостаточное мышечное напряжение может вызвать нарушение концентрации.
  • СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности): часто наблюдается в сочетании с забывчивостью и рассеянностью. Реже встречается синдром дефицита внимания без гиперактивности (ADD), но он также может вызвать недостаток концентрации.

Когда следует идти к врачу при недостатке концентрации?

Если вы чувствуете недостаток концентрации, рассеянность и невнимательность , как крайне неприятные или даже опасные симптомы, вы должны пойти к врачу. То же самое относится , если нарушения концентрации внимания возникают внезапно и не могут быть объяснены (через необычное количество стресса) или ухудшаются. Частое и необъяснимое отсутствие концентрации у детей также следует уточнить у врача.

Что делает доктор?

Сначала врач подробно расспросит пациента о его истории болезни (анамнезе). Физическое обследование и, возможно, дальнейшие методы исследования могут помочь выяснить органическую причину невнимательности.

Таким образом, врач может выполнить или томографию (при подозрении на артериосклероз или деменции) или провести другие исследования. Применяются, например, анализы крови (например, в случае подозрения на дефицит железа, почечную недостаточность, или гипотиреоз) или измерения артериального давления (при подозрении на гипотензию).

Если основное заболевание стоит за расстройством концентрации, его нужно лечить в первую очередь. Это обычно также улучшает способность концентрироваться.

Что вы можете сделать самостоятельно при невнимательности

Следующие общие советы могут помочь с рассеянностью и недостатком внимания у детей и взрослых:

  • Соблюдайте сбалансированную и разнообразную диету, чтобы обеспечить ваш мозг всеми необходимыми питательными веществами. Это предотвращает недостаток концентрации внимания из-за недоедания.
  • Пейте около двух литров жидкости в день. Лучшими являются вода, минеральная вода и (несладкий) чай. «Жаждущий» мозг не может работать оптимально, что способствует отсутствию концентрации внимания.
  • Избегайте слишком большого количества кофеина, никотина, алкоголя, седативных и стимуляторов.
  • Регулярно делайте перерывы на отдых, чтобы ваше тело и разум восстановились, особенно когда стресс и перегруженность могут быть причиной недостаточной концентрации. Рекомендуются, например, прогулки на свежем воздухе.
  • Убедитесь, что у вас достаточно сна, чтобы устранить проблемы с концентрацией внимания. Лучше всего всегда ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и то же время утром, если это возможно. Если вы страдаете от проблем со сном, связанных с нервной системой, или не можете выключиться вечером, вам помогут такие методы релаксации, как аутогенная тренировка , йога или прогрессивное расслабление мышц .
  • Ограничьте потребление мультимедиа (телевизор, компьютер и т. д.) и чрезмерное количество звука (стереосистема, наушники и т. д.). Если мозг наводнен слишком большим количеством внешних раздражителей, концентрироваться становится все труднее.
  • Вы можете увеличить концентрацию с помощью массажа ушей: для этого уши энергично массируют кончиками пальцев в течение одной минуты.
  • Специальные дыхательные упражнения могут устранить нарушения концентрации. Они подходят как для детей, так и для взрослых. Следующее упражнение для улучшения концентрации и снижения стресса следует выполнять несколько раз в день: просто сядьте и поставьте ноги рядом друг с другом на пол. Положите руки на бедра, закройте глаза и медленно вдохните и выдохните несколько раз. Так называемые перекрестные движения также подходят в случае недостаточной концентрации (например, правый локоть до левого колена, затем левый локоть до правого колена и повторение). Они способствуют сотрудничеству левого и правого полушарий.
  • В науке о лекарственных растениях дефицит концентрации внимания лечат различными лекарственными травами. Например, экстракты корня женьшеня рекомендуются в случаях истощения и незначительных нарушений концентрации в среднем и старшем возрасте. Экстракты гинкго улучшают мозговой кровоток, который используется, когда концентрация недостаточна в результате болезни Альцгеймера или недостаточного мозгового кровотока.
  • Ароматическая лампа с эфирными маслами также может рассеять недостаток концентрации. Подходящими являются, например, масло лаванды, бергамота и розмарина. Однако рекомендуется соблюдать осторожность при склонности к аллергии!
  • Гомеопатия также имеет различные средства для расстройства внимания, такие как Avena сатив D3 (невнимательность и забывчивость), фосфат калия (D6 при забывчивости) и кокорыш D6 (при отсутствии концентрации ).

Вас также может заинтересовать

Забывчивость и рассеянность — причины, симптомы, что делать?

Забывчивость может появиться у многих людей из-за неправильного образа жизни. Многие специалисты утверждают, что если люди спят менее 6 часов в сутки, то у них могут начаться провалы в памяти.

Основные причины появления забывчивости у людей

  • Частые стрессы. Мозг во время стресса достаточно сильно перегружается, а наша нервная система слишком быстро теряет минералы и витамины.
  • Организму не хватает жидкости. В таком случае работа мозга значительно ухудшится, поэтому иногда вместе чашечки кофе или чая лучше выпить стакан чистой воды.
  • Частые диеты для похудания могут стать причиной появления забывчивости. Люди, которые «сидят» на диетах, резко и быстро уменьшают количество углеводов и жиров в организме, следовательно, мозг будет находиться в шоковом состоянии.
  • Курение и алкоголь провоцируют развитие забывчивости. Они могут вызвать спазмы сосудов, травят мозг, снижают скорость восприятия, замедляют процессы мышления.
  • Другие причины развития забывчивости: синдром хронической усталости, хронические интоксикации, опухоли, черепно-мозговые травмы, атеросклероз сосудов головного мозга, воспаление и инфекции.

Рассеянность — приобретаемая человеком вещь, для избавления от которой, нужно приложить некоторые усилия. Очень часто такое состояние может проявляться в следующем:

  • скука;
  • невозможность длительно сосредоточиться на предмете или теме;
  • расслабленность и бессилие;
  • незаинтересованность;
  • безразличие;
  • не хватает концентрации в мыслях и ощущениях.

Для лечения рассеянности нужно знать из-за каких факторов она появилась:

  1. Внешние факторы — болезнь или переутомление.
  2. Внутренние факторы — поражение мозга, необходимость клинического лечения.

Забывчивость и рассеянность — лечения и методы улучшения памяти

Людям, которые склонны к забывчивости и рассеянности, необходимо понимать, что с ними нужно работать:

  • Не перегружайте мозг, делайте на несколько минут паузы.
  • Следите за ходом мыслей, направляйте их в одно русло.
  • Останавливайте суетливость в голове.
  • Выполняйте физические упражнения для тела. Любые движения насыщают мозг кислородом, физически упражнения — отличное средство для борьбы со стрессом.
  • Одновременно нужно заниматься только одним делом.
  • Развивайте наблюдательность, смотрите на других людей, на окружающий мир.
  • Тренируйте внимательность. Учитесь концентрироваться только на одном процессе, так вы сможете запомнить больше и сосредоточиться в нужный момент.
  • В любой нервной ситуации — беспокойстве, стрессе, спешке необходимо сознательно говорить «стоп», сегодня не время для паники, успокойте свой разум и вы обязательно найдете выход.

Также помимо специальных тренировок на работоспособность влияет то, что вы едите. Ниже представлен список того, что поможет улучшить вашу память.

Вода

Обезвоживание одна из главных причины расстройств мозга. Жидкость для человека является главным компонентом для нормального функционирования. Старайтесь в день выпивать по 6-7 стаканов чистой воды.

Отказ от жиров

Многие исследования доказали, что жир способствует закупорке артерий. Поэтому кислород не может в полной силе насыщать головной мозг. Откажитесь от маргарина, кондитерской выпечки, масла с трансжирами, печенья и т.д. Так вы сможете улучшить свою память и еще помочь всему организму — сосудам, сердцу, мозгу.

Рыба

В свой рацион необходимо добавить рыбу. В неделю желательно употреблять её не реже 3-4 раз. Рыба благотворным образом влияет на организм человека, улучшает деятельность мозга и очищает сосуды.

Витамин В

В меню должна быть еда насыщенна витаминами В6, В12, ниацином, тиамином. такие компоненты положительно влияют на память человека, улучшают работоспособность мозга. Высокий уровень таких веществ содержится в бананах, пророщенной пшенице и рожь.

Забывчивость. Как с ней бороться? — видео

Рассеянность

Рассеянность – это особое состояние внимания, обнаруживающееся в неспособности индивида сконцентрироваться на происходящем и совершаемом. Также данным термином могут именовать несобранность, халатность и забывчивость. Однако считать нарушение концентрации внимания пороком ошибочно, это скорее лишь свойство натуры. Помимо того подобное состояние может свидетельствовать о возникновении определённых патологий. Выделяют две вариации рассеянности: мнимую и истинную (подлинную). Первая возникает при увлечённости человеком деятельностью, фиксировании на определённом деле, когда он так поглощён процессом, что становится невнимателен к происходящему. Вторая характеризуется сложностью удерживать на каком-нибудь предмете или деянии произвольное внимание.

Что это такое

Неспособность сосредоточиваться на заданном объекте или манипуляции принято называть рассеянностью. Это качество способно доставить массу неприятных моментов их обладателям, поскольку нередко упускают из вида важные вещи. При этом надобно понимать, что рассматриваемая черта – это не плохая память, рассеянность является нарушением внимания. Большей частью эта черта носит приобретённый характер, поэтому и ликвидировать её не только возможно, но и необходимо.

Итак, как выше писалось, рассеянность бывает подлинной и мнимой. Первая появляется чаще всего в результате сбоев в организме, например, при депрессии, головных алгиях, бессонницах, хронической усталости. Также рассеянность может зародиться при выполнении неинтересной и монотонной работы.

Когда индивид выполняет обыденную монотонную неинтересную работу, для реализации которой нет нужды задействовать творческую жилку, он совершает машинальные действия. Привычка ослабляет сознательный элемент внимания к производимым человеком действиям. В этом таится отрицательный и нередко опасный аспект рассеянности. Так, например, рассеянность у машиниста или простого автолюбителя нередко приводит к необратимым трагическим событиям.

Вторая зачастую возникает вследствие избыточной концентрации внимания. Когда все думы индивида устремлены на разрешение определённой задачи, а всё иное словно перестает существовать.

В свой черёд мнимую рассеянность подразделяют на два вида: профессорскую и поэтическую. При профессорской невнимательности индивид отключиться от выполнения сложных задач не может. Данную вариацию невнимательности ещё нередко именуют рассеянностью гениев. Чаще всего ей подвержены математики. Людям, склонным к поэтической рассеянности, присуще витание в облаках, вследствие чего события реальности часто остаются незамеченными.

Таким образом, рассматриваемое понятие в качестве личностной черты является неспособностью концентрироваться на внешнем объекте и совершать целенаправленные действия, склонностью невольно отвлекаться от манипуляций, размышляя об ином деле, делая что-то не к месту.

Каждый индивид способен периодически проявлять рассеянность, однако не у всякого она превратится в ярко выраженную личностную черту.

Причины рассеянности

Если рассеянность является подлинной, то большей частью она обусловлена определёнными физиологическими отклонениями, например, неврастенией, анемией, хронической усталостью, нервными перенапряжениями. При этих недугах людям сложно удерживать внимание на выполняемой манипуляции, они легко отвлекаются, а дабы зафиксироваться на намеченной задаче им приходиться прилагать немало усилий.

Мнимая невнимательность в свой черёд часто появляется именно по причине излишней сосредоточенности, когда внимание индивида сконцентрировано на чём-то конкретном, при этом все остальное остается вне его внимания. Данная рассеянность у взрослых часто приводит к совершенно нерадостным последствиям.

Итак, к нарушению фиксации внимания могут приводить некоторые соматические недуги, либо особенности психотипа индивида.

Среди патологических отклонений, выступающих этиологическими факторами, выделяют:

– новообразования, локализированные в мозге, гидрацефалия;

– сосудистую деменцию и «старческое слабоумие» или болезнь Альцгеймера;

– сильные мигренеподобные головные алгии;

– нарушение мозгового кровоснабжения и вызванное им кислородное голодание;

– гипертонию;

– нарушение метаболизма (диабет);

– вегето-сосудистую дистонию;

– дефицит витаминов;

– аутоиммунные заболевания, поражающие нервную систему;

– хроническую бессонницу;

– недостаток минеральных веществ;

– анемию.

Помимо перечисленных выше недугов вызвать рассеянность могут психические расстройства либо отклонения неврологического характера, например, эпилепсия, шизоаффективное нарушение и шизофрения, стрессы.

Также невнимательность нередко появляется при нежелании индивида выполнять ту задачу, на которой следует сосредоточиться или при стремлении делать несколько действий одновременно.

Часто люди, страдающие рассеянностью, пеняют на собственную память, но это лишь попытка избежать ответственности за собственную невнимательность. Хотя признаки рассеянности также могут включать ухудшение когнитивных процессов, раздражительность, снижение работоспособности, утрату профессиональных навыков, появление несвойственных ранее поступков.

У детей рассматриваемое отклонение нередко проявляется снижением успеваемости, проблемами с памятью, отказом выполнять задания, требующие повышенной фиксации внимания, медлительностью, неусидчивостью, перепадами настроения, возбудимостью.

Как избавиться от рассеянности

Прежде всего, перед устранением рассеянности, необходимо уяснить, что универсальной таблетки от невнимательности не существует. Поэтому, если человек серьёзно решил бороться с собственной неспособностью концентрироваться на выполнении определённых задач, он должен запастись силой воли. Потому как без приложения волевых усилий невозможно ликвидировать рассеянность.

Перво-наперво рекомендуется нормализовать сон и режим отдыха, сбалансировать питание, отказаться от курения и прочих губительных привычек, делать утреннюю зарядку, уделять время прогулкам, обогатить рацион рыбой и минимизировать потребления жирной пищи.

При выполнении ответственных заданий следует абстрагироваться от эмоциональной составляющей. Эмоции лишь мешают рационально мыслить. Помимо того рабочее место всегда должно содержаться в порядке. При творческом беспорядке довольно сложно сосредоточиться на выполнении серьёзных задач, требуемых умственных затрат.

Дабы не забыть о предстоящих мероприятиях, делах и задачах следует их записывать. Выполняя какую-нибудь работу, требующую концентрации внимания, следует исключить побочный шум, например, музыку.

Считается, что отдых является лишь переменой деятельности, поэтому свободную минуту лучше уделять решению головоломок, разгадыванию кроссвордов, составлению слов.

Лучшим способом ликвидировать мнимую рассеянность, чаще свойственную учёным деятелем, поэтам, актёрам и иным творческим натурам, считается управление вниманием, то есть его переключение с интересных дел на будничные заботы. Интенсивный напряжённый труд, даже когда он обусловлен эмоциональным взлётом, часто становится катализатором нервного истощения и депрессивных состояний, которые, порождают ослабление когнитивных процессов и рассеянность.

Проверенным способом переключения внимания является перемена вида деятельности. Например, интенсивное занятие умственным трудом можно разнообразить физической деятельностью.

Поскольку невозможность концентрации внимания не является специфическим признаком какого-либо недуга, то и лечение рассеянности обусловлено причиной её возникновения. Если нарушение концентрации становится следствием тревожного расстройства или депрессивного состояния, то рекомендован приём антидепрессантов, транквилизаторов, есть и препараты с анксиолитическим эффектом. Когда рассеянность является результатом органического поражения мозга, то показано назначение ноотропов.

Также справиться со сбоями в концентрации внимания помогут ниже приведённые средства официальной медицины:

– экстракт элеутерококка, оказывающий общий тонизирующий эффект, улучшающий умственные процессы, снимающий нервное перенапряжение и устраняющий переутомление;

– аминалон, содержащий гамма-аминомасляную кислоту, благодаря чему влияет на качественное усваивание глюкозы, которая являет собой источник энергии, потребной для поддержания жизнедеятельности нервных клеток, поэтому данный препарат способен значительно улучшить память, снять утомление и обеспечить мышлению эффективную работу;

– глицин, считающийся одним из безопаснейших средств и имеющим минимальное число противопоказаний, способен мягко включаться в метаболические процессы, проистекающие в мозге.

В ряде случаев лечение рассеянности не нуждается в фармакопейном вмешательстве, поскольку устранить рассматриваемое нарушение можно с помощью банального отдыха или ликвидации причины (устранения психотравмирующей ситуации посредством психотерапии).

Также существуют упражнения, способные существенно повысить работоспособность мозга при усталости или сильнейшем перенапряжении, которые и порождают рассеянность.

Так, например, интенсивное растирание ладошками ушей на протяжении минуты стимулирует так называемые «энергетические точки», что значительно повысит работоспособность мозга благодаря улучшению кровообращения.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх