Городская больница

Справочник заболеваний и лекарств

Как восстановить речь после инсульта?

Содержание

Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

Инсульт: 9 интересных фактов о недуге

Как улучшить и сохранить память

8 мифов об арт-терапии

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Восстановление речи после инсульта: необходимые упражнения консультация

Восстановление речи после инсульта:

необходимые упражнения

Процесс восстановления речи необходимо начинать как можно раньше. Лучше это делать сразу, как только состояние человека, перенёсшего инсульт, стабилизировалось. Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем 2-3 года, а в некоторых случаях и больше. Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернётся к человеку спонтанно – это можно добиться только систематическими занятиями с логопедом по индивидуальной программе. Расстройство речи после инсульта возникает в следствие поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. Наиболее частыми последствиями инсульта являются нарушениями речевой функции, проявляющиеся в форме АФАЗИЙ и ДИЗАРТРИЙ, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (разные виды агнозий и апраксий).

1. АФАЗИЯ. Этот вид характеризуется нарушением непосредственно речи, при котором больной не в состоянии произносить даже самые элементарные слова. А может проявиться отсутствием способности распознавать, понимать речь. Ещё одна разновидность этой формы – тотальная афазия (больной не может ни говорить, ни осознавать смысловое значение слов, произносимых другими людьми).

2.ДИЗАРТРИЯ. У больных, имеющих заболевание этой формы, происходит нарушение произношения звуков и слов. Несмотря на то, что человек отлично понимает речь других людей, к тому же он не утратил способности к письму и чтению, всё-таки он не может правильно произносить слова. И связано это с тем, что мышцы, отвечающие за выполнение речевой функции, не работают так, как нужно. При этом происходит нарушение артикуляции, которое вызвано поражением зон головного мозга. Для восстановления речи после инсульта необходимо каждый день выполнять следующие упражнения

1. Вытянуть губы трубочкой, затем расслабить. Время выполнения 5 секунд, потом 2 секунды на отдых, и выполнение упражнения начинается снова. Сделать это упражнение от 3 до 7 раз.

2. Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить её, потом отпустить её и расслабить губы. После этого захватить нижними зубами верхнюю губу и немного прикусить. Время упражнения по 5 секунд для каждого положения. Сделать это упражнение от 3 до 7 раз.

3. Поочерёдно облизывать языком губы сначала в одну сторону, а потом и в другую. И так несколько раз. После этого движение нужно продолжать по кругу. Сделать это упражнение от 3 до 7 раз.

4. Высунуть язык вперёд на 3 секунды, предварительно свернув его трубочкой. После этого необходимо отдохнуть 3 секунды. Сделать это упражнение от 3 до 7 раз.

5.Надо напрячь язык и попробовать дотронуться его кончиком до нёба, затем расслабиться. Повторить упражнение 3-7 раз.

6.Хороший эффект даёт пение. При этом методе следует для больного как можно чаще петь его любимые песни, он может попытаться их подпевать, повторяя окончания или отдельные слова в песне.

7.Очень хорошо использовать скороговорки, проговаривая их вместе с больным. Они способствуют скорейшему восстановлению речи.

Главное в процессе восстановления речи – помнить о том, что этот процесс длительный и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том, что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе и что вы ради его восстановления готовы на всё. Только так он сможет быстрее восстановиться.

И не стоит забывать, что для получения желаемого результата очень важна регулярность и системность.

Нетрадиционные методы лечения афазии.

Применение методов нетрадиционной медицины обязательно согласовывают с лечащим врачом.

Лечение лошадьми – иппотерапия – время, проведённое с животными, снимает стресс и провоцирует выплеск положительных эмоций. На таком фоне больной расслабляется, что повышает эффективность параллельных занятий с логопедом. Кроме эмоционального общения, верховая езда воздействует на психику и когнитивные процессы пациента, развивает моторику тела, и это положительно влияет на восстановление клеток головного мозга. Эмоциональное общение, верховая езда, уход за животными показывают отличные результаты.

Лечение кошками – фелинотерапия — уникальность подхода в том, что животные способны своим мурлыканьем создавать вибрацию. Такая стимуляция становится хорошим средством от стресса и активатором развития речи, мышления, памяти.

Лечение дельфинами — дельфинотерапия — ультразвук, излучаемый этими млекопитающими, оказывает общее благоприятное воздействие на организм. Параллельно отмечается положительный эффект от общения человека с животным. Главное, чтобы эмоции от таких занятий были положительными!

Советы родным и близким

Во многих случаях афазия является приобретённым следствием органического повреждения центров в коре головного мозга, которая через некоторое время может бесследно исчезнуть. Такое обычно происходит при не тяжёлых формах инсульта, после которых мозговые функции полностью восстанавливаются. И именно в этот непродолжительный период важное значение имеет обращение близких людей с человеком, у которого развивается неврологическая патология с расстройством речи или артикуляционного аппарата.

Родные должны соблюдать некоторые несложные рекомендации, благодаря чему будут происходить улучшение общего состояния и быстрее произойдёт восстановление.

  • Упростить речь. Разговаривать нужно короткими и простыми предложениями, избегая сложных слов и длинные построения вопросов.
  • Повторить сказанное. Для улучшения понимания нужно повторить некоторые ключевые слова в предложении. Это помогает больному расставить важные приоритетные

значения.

  • Общаться на привычном уровне. Нельзя пользоваться новыми формами речи, которыми ранее не общались. Разговаривать не как с ребёнком и не как со слабоумным.

Знакомый уровень общения облегчит пострадавшему адаптацию.

  • Запастись терпением. Предоставить человеку достаточно времени для выражения своих мыслей и построения предложений. Больному трудно говорить, поэтому нужно с пониманием к этому относиться.
  • Язык жестов. Помимо разговора есть и другие способы общения, способствующие установлению взаимопонимания между людьми. Обязательно пользоваться ими, упрощая таким образом задачу для болеющего афазией.
  • Проявлять активность. Нельзя энергично кого-то вовлекать в разговор, побуждая делать то, что делается с большим трудом. Ошибочно распространённое мнение, будто интенсивное общение помогает быстрее восстановиться. Затруднения у больного при произношении слов способствуют развитию аутизации, замкнутости в себе и человек просто совсем перестаёт говорить, потому что не верит в свои способности.
  • Так же не надо поправлять пациента и категорично указывать, как надо говорить. Люди с таким заболеванием допускают много ошибок, а если их всё время исправлять, тогда разговор для них может потерять всякое значение.

Будьте здоровы и помогите своему близкому вернуться к полноценной жизни!

восстановление речи после инсульта видео упражнения видео

Первостепенная задача после инсульта — восстановление речи

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием инсульта является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Как не проспать всю жизнь, или что такое гиперсомния? Как избежать такой неприятности и какие симптомы указывают на патологическую сонливость?

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция — это важно очень!

Восстановление речи после инсульта — задача №1.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Не рекомендуется ставить очень легкие задачи, степень сложности должны все время возрастать.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

  1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
  2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
  3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
  4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
  5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
  6. Дотянуться кончиком языка до неба.
  7. Проговаривание скороговорок.

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия. Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление. Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми, обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится восстановление других функций организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

Инсульт – это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Как восстановить речь после инсульта – упражнения и рекомендации

Перенесенный инсульт, вне зависимости от разновидности, далеко не самым лучшим образом отразится на работе всех органов и систем человека, но локомоторный аппарат речи будет поражен со 100% гарантией. Отличие составит степень дефекта – она определяется местом дислокации патологического процесса, его масштабами и своевременностью оказания квалифицированной медицинской помощи.

Нарушения могут быть самыми разными. Начиная от заторможенности в произношении определенных слов и звуков и заканчивая тотальной афазией – состояние, при котором человек не в состоянии не то, что говорить, он не может издавать отдельные звуки, лишенные всяческого смысла, а также воспринимать вербальную речь.

В подавляющем большинстве клинических случаев любые проблемы с речью после инсульта проявляются в виде различных афазий. Этот термин подразумевает наличие системных поражений вербальной функции, охватывающих практически все языковые (лингвистические) уровни: фонетику, лексику, грамматику. Клиническая (симптоматическая) картина манифестировавшей афазии различна, и в определенной мере зависит от наличествующего некротического очага поражения ГМ, что и обуславливает необходимость дифференцированного подхода в каждом отдельно взятом случае.

Обратите внимание на то, что у пациентов после ОНМК значительно нарушена речь, но интеллект (при наличии адекватного сознания) прекрасно сохраняется. Общаться с человеком, потерявшим вербальную функцию, безусловно, весьма и весьма затруднительно, однако это необходимо. Больному необходимо беспрерывно слышать речитативы окружающих – пусть это будут даже телевизор или радио, не суть важно. Целесообразно симулировать самые малые его попытки произносить без посторонней помощи пусть даже самые простые слова.

Для скорейшего восстановления такого пациента следует максимально часто вовлекать в общий разговор, давать ему послушать классическую музыку, учить писать, рисовать, читать различную литературу, обговаривать с ним прочитанное ранее и услышанное, вместе смотреть на альбомы семьи, заставляя инсультника вспоминать имена близких людей.

Нарушение речи при инсульте чаще всего затрагивает дикцию – человек начинает говорить так, как будто он находится в нетрезвом состоянии, путает местами буквы и слоги, его становится очень трудно понять, ведь нарушение такого характера однозначно затрудняет общение. Из-за того, что человек замечает отсутствие адекватной связи с окружающими, он начинает интенсивно жестикулировать, и очень часто становится агрессивным.

Это очень плохой и неблагоприятный в прогностическом плане признак, так как дополнительная стимуляция симпатоадреналовой системы может еще больше нарушить функционирование ЦНС и ВНД из-за стимулирования прилива крови к тканям ГМ.

Нарушение речевой функции при инсульте

Принято классифицировать несколько вариантов течения клинического поражения «речевых» зон коры головного мозга. Современная классификация предлагает следующие группы:

  1. Достаточно часто приходится констатировать тот факт, что у больного имеет место тотальное отсутствие речи. Или же другой вариант – он произносит только лишь одиночные звуки, которые не представляется возможным связать в одно целое. Но вместе с тем, когда человек пьет или принимает пищу, он неосознанно выполняет автоматические движения языком (это лишний раз подтверждает тот факт, что нарушению в сложившейся ситуации подлежит только ВНД).
  2. Больной стабильно пребывает в состоянии некой эйфории, произносимые им слова буквально «льются» рекой, однако все они по факту лишены какого бы то ни было смысла. Есть еще одна отличительная характеристика такой речи – в ней отсутствует абсолютно всё, что в какой-то степени организует произносимый словесный поток. Например, в нем никогда не промелькнут адекватные названия предметов как одушевленных, так и неодушевленных. Такие пациенты указывают на интересующий их предмет жестом или выражают свои мысли при помощи междометий, но при всем желании не способны характеризовать всё это словами.
  3. При определенных разновидностях инсульта у больного полностью теряется взаимосвязь между каким-либо предметом и словом, которое его означает.
  4. Известны случаи, при которых речь у больного более-менее сохранена, однако ему затруднительно воспринимать пространственные предлоги, какие-либо наречия и некоторые глаголы, в частности те, что идут с приставками (например, приделать, прикрепить и т.д.).
  5. Иногда приходится регистрировать патологии общей вербальной активности, когда у больного нет именно самого желания разговаривать и поддерживать ведомый диалог. Некоторые сурдологи и логопеды считают, что такая разновидность афазии является наиболее тяжелой.

Поражение нейроклеток приводит к самым разным нарушениям речи, как правило, потеря способности вербального общения наступает в самом начале манифеста патологического процесса. Но бывают и такие случаи, когда афазия развивается уже в самый разгар заболевания, когда пациент пребывает в самом разгаре заболевания (как правило, это происходит на фоне проводимых реанимационных мероприятий).

В том случае, если речь нарушена как во втором варианте, то придется с большой долей вероятности придется констатировать менее благоприятный прогноз относительно восстановления социально-коммуникативных навыков, так как очаг поражения будет намного большим. По крайней мере, это логично предположить, ведь нарушение речи связано с поражением зоны ГМ, которое возникает вследствие распространения некротического процесса, а не точечного поражения.

Восстановление речи после болезни

Реабилитация поврежденной вербальной функции (полноценной словесной речи) – одна из наиболее актуальных проблем для пациентов после инсульта.

Прогнозы относительно реабилитации зависят от распространенности некротических поражений зон ГМ и готовности самого пациента бороться за качество своей жизни, а только потом уже от качества оказываемой помощи профильными специалистами.

Есть еще одна очень интересная особенность – почти всегда восстановление речи после поражений нейроклеток некротическим процессом происходит в разы дольше, чем восстановление соматических (двигательных) функций. Намного легче и быстрее реабилитируются больные, основные функции локомоторного аппарата которых не затронуты (сохраняются адекватные движения языка, мягкого неба, надгортанника, гортани и губ), а также механизм ее восприятия. В разы сложнее речь приходит в норму у пациентов, страдающих нарушением восприятия при условии сохраненного слуха и способности к ведению разговора. Произносимые ими речитативы обычно бессмысленны. Однако комплексный подход к решению проблемы обычно позволяет достигать значительных результатов.

Восстанавливаться речь будет вместе с другими движениями, которые выполняются человеком неосознанно, но после перенесенного ОНМК они пропадают. Например, пациенту придется восстановить глотание, жевание, некоторые мимические движения. Как правило, в стационарах и реабилитационных центрах с такими проблемами уже не работают. Их принято считать отдаленными последствиями ССС катастрофы, поэтому восстанавливать вербальную активность придется, скорее всего, дома, под руководством логопеда и родственников.

Восстановить способность разговаривать можно при помощи сочетания следующих терапевтических подходов (разрабатывать данную программу может только комиссия профильных специалистов):

Физиотерапия – механизм оказываемого ею клинического эффекта кроется в проведении электростимуляции мышц, принимающих участие в разработке речевой мускулатуры. Есть смысл применять ее при моторной и других видов афазии. На сегодняшний день предложенный метод лечения получил признание во всем мире.

Иглорефлексотерапия – процедура показана для коррекции артикуляции и оптимизации звена вербальной деятельности. Методика незаменима при моторной афазии.

Функциональное биоуправление – подразумевает осуществление визуального контроля деятельности речевой мускулатуры. Не стоит применять его для пациентов с расстройством понимания. После проведенных мероприятий есть возможность оптимизировать звено вербальной функции.

Коммуникация – это одно из основных условий, необходимых для того, чтобы успешно восстанавливалась вербальная функция.

Поймите правильно, в том случае, если у больного наблюдается восстановление локомоторного аппарата благодаря слаженной координации работы разнопрофильных специалистов, но дома с ним банально никто не будет общаться, то такой подход будет нарушать даже самую грамотно подобранную программу реабилитации.

В противном случае, когда домашние регулярно работают с инсультником, подтверждаются случаи, когда повторный инсульт даже у пожилых людей имел менее значимые последствия.

Народные методы восстановления речевых функций

Народные средства можно использовать в процессе реабилитации способности к разговору, однако они ни в коем случае не должны быть основными. Тем более подходы нетрадиционной медицины не могут заменить общепринятых методик, которые подбирает лечащий врач – наоборот, все они должны быть с ним согласованы. В некоторых случаях от народной медицины была реальная польза, но она связана, скорее всего, с так называемым эффектом плацебо. Итак, давайте же ознакомимся с отдельными методиками, которые подтвердили опытным путем свою эффективность:

  1. Держать сублингвально тертую черную редьку до тех пор, пока во рту не ощутится некоторое покалывание. Кратность проведения процедуры – три подхода в течение суток.
  2. Пить смесь, приготовленную из меда, смешанного с соком полыни горькой по 6 грамм пару раз в день.
  3. Пить смесь из подробленной кожуры цитрусовых фруктов, которая предварительно будет смешана с майским медом. Для того чтобы лечебное средство можно было использовать, понадобится взять по 2 лимона, апельсина и чайные ложки меда, а затем все пропустить через мясорубку.
  4. Есть еще одно очень эффективное народное средство. Готовится целебный отвар следующим образом: берется 100 г полыни, 100 г листьев тысячелистника и 100 г ягод черники (использовать можно только сушеное сырье). Полученная смесь заливается кипятком и настаивается в течение нескольких дней, а затем процеживается, и разливается по емкостям.

Чтобы подбирать комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление работы локомоторного аппарата речи, следует выяснить причину, которая привела к развитию данного состояния.

Проблема заключается в том, что просто узнать место дислокации очага некроза мало. Дабы адекватно оценить степень расстройства вербальной функции, необходимо оценить психику и осуществляемый разговор, отследить наиболее распространенные расстройства речи.

Массаж и упражнения для восстановления речи

Чем раньше будет запущен реабилитационный механизм, тем благоприятнее является прогноз.

Для максимально быстрого восстановления речи после инсульта может потребоваться меньше времени при условии, что логопедические упражнения будут начаты уже через несколько дней после развития патологии.

В программу записывают работу с афазиологом и логопедом, специальный курс массажа мускулатуры, принимающей участие в работе речевого аппарата (его систематическое выполнение предоставит возможность пациенту реабилитироваться в кратчайшие сроки).

Целесообразно самостоятельно делать упражнения и задания для совершенствования вербальной функции больных после инсульта. Еще таким пациентам показана гимнастика, дабы обеспечить активизацию работы речевых зон, расположенных в коре ГМ.

Именно до того, как будут начаты оздоровительные упражнения, есть смысл проведения массажа – эта процедура позволяет обеспечить адекватный кровоток.

Полная утрата способности к осуществлению вербального общения, соматических движений и отсутствие контроля витальных функций наблюдается в том случае, если имеет место тяжелый, распространенный геморрагический инсульт, который при локализации в подпаутинной области называется САК (субарахноидальное кровоизлияние). В таком случае вероятность выживаемости минимальна, и ни о какой реабилитации, понятное дело, не может идти и речи.

Памятка для работы с перенесшим инсульт больным

Самое главное в процессе реабилитации вербальной функции — постоянно помнить о том, что этот процесс по своей продолжительности является довольно длительным и потребует затрат, причем как материальных, так и моральных. Родственникам больного придется проявить очень много усилий и сохранять терпение.

Очень важно обеспечить только положительный настрой и веру в себя, свои силы и возможности. Убедите вашего родственника в том, что он ни в коем случае не является обузой для вашей семьи.

Он должен реально ощущать вашу любовь, и что вы ради проведения его реабилитации готовы на все. Только в таких условиях он сможет пойти на поправку!

С той целью, чтобы человек вновь обрел способность к ведению диалога, важно выполнять абсолютно все предписания лечащего врача-логопеда и ни в коем случае не заниматься самолечением. Пусть даже что-то сразу и не получилось — это не повод отчаиваться! Стоит ежедневно замечать очередные успехи, которые стимулируют скорейшее выздоровление.

При ишемическом типе ОНМК лечение обычно приносит положительный результат – даже в самых худших случаях хотя бы частично, но удается восстановить вербальную функцию, и более-менее вразумительно общаться с человеком. По крайней мере, он сможет объяснить, что именно он хочет – это позволит многократно облегчить процесс ухода за больным человеком.

Дальнейшее медикаментозное лечение ноотропными и метаболическими препаратами, а также постоянное общение с пациентом, поможет улучшить уже достигнутые результаты, а также нормализует память.

Сколько времени будет восстанавливаться речь, зависит от состояния пациента, а также от того, какая сторона мозга повреждена (при поражении правого полушария симптоматика более сильная). Иногда простая слабость может провоцировать затруднение разговора — тогда речевые функции восстанавливаются в течение недели. Но может подтвердиться более негативный прогноз – при обширном поражении мозга речь может оставаться замедленной на протяжении всей жизни.

Как восстановить речь после инсульта

Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Почему человек теряет способность говорить?

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Как развивается потеря и восстановление речи

В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.

Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.

Далее пациент начинает произносить отдельные звуки, не умея соединить их в слова. Чтобы заново научить пациента артикуляции, требуется время.

Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.

Несколько советов для родственников:

  1. Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
  2. Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
  3. Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
  4. Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
  5. Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.

Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.

  • Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
  • Задания усложняются постепенно.
  • Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
  • Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
  • Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
  • Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
  • Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.

Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.

В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.

Какие упражнения можно выполнять дома

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.
  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.

Рекомендуется заканчивать «урок» заданиями, улучшающими настроение:

  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх