Городская больница

Справочник заболеваний и лекарств

Измерение пульса у детей алгоритм

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

подсчет пульса с целью оценки состояния сердечно-сосудистой системы.

II. ПОКАЗАНИЯ:

назначение врача.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Придать ребенку удобное положение (лежа, сидя).

Выполнение процедуры:

  1. 2-м, 3-м, 4-м пальцами нащупать лучевую артерию, 1-ый палец расположить на тыльной стороне предплечья. Прижать артерию к лучевой кости и прощупать пульс.
  2. Определите: симметричность пульса, ритмичность, частоту, наполнение и напряжение Частота пульса подсчитывается в течение минуты.

Окончание процедуры:

  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  2. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
  3. Сравнить пульс с возрастной нормой:

ПРИМЕЧАНИЕ: места исследования пульса у детей до 2-х лет: височная артерия, сонная артерия, бедренная артерия, подколенная артерия, артерии тыла стопы, незакрытый большой родничок.

ТИПЫ ПУЛЬСА:

Учащение пульса – тахикардия; Замедление пульса – брадикардия.

У маленьких детей — пульс частый, поверхностный, аритмичный.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Взятие кала на копрограмму, яйца глистов у новорожденных. Сестринское дело.
  2. СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО ПЕДИАТРИИ
  3. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ НА УЧАСТКЕ
  4. Проведение профилактических прививок для маленьких детей.
  5. Помощь при рвоте маленькому ребенку (новорожденному)
  6. Оральная регидратация. Сестринское дело.
  7. Техника взятия мазка из носоглотки на коклюш у ребенка
  8. Как ставить горчичники новорожденному ребенку первого года жизни
  9. Как сделать постановку согревающего компресса на ухо ребенку.
  10. Как сделать постановку очистительной клизмы для новорожденных младенцев.
  11. Патронаж к новорожденному и ребенку первого года жизни
  12. Сбор мочи у новорожденных и маленьких детей с помощью МОЧЕПРИЁМНИКА
  13. Сбор мочи у детей раннего возраста. Сестринский процесс.
  14. Применение грелки для новорожденного. Сестринский уход.
  15. Как промерять температуру у новорожденного ребенка. Сестринское дело.
  16. Отсасывание слизи из зева и носа новорожденного ребенка
  17. Кормление ребенка(детей) до года. Сестринский процесс, уход.
  18. Контрольное кормление, взвешивание. Сестринское дело, уход.
  19. Уход за пупочной ранкой. Сестринский уход.
  20. Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.

Каким должен быть пульс у ребёнка и когда его нужно мерить?

Педиатр, доктор медицинских наук, профессор Лев Хахалин:

Это стоит сделать, если ребёнок находится в бессознательном или близком к тому состоянии, задыхается, жалуется на боли в области сердца, очень бледен и вял или, напротив, резко покраснел, получил травму черепа, грудной клетки…

Сердечную деятельность характеризует не только частота пульса, но и его качество, которое врачи определяют по ритму, наполнению и высоте. Но имейте в виду, что у детей очень «реактивная» сердечная система, и частота пульса резко меняется как при физических нагрузках, эмоциональных стрессах, так и в состоянии полного покоя (например, во сне).

При определении частоты и ритма сердечной деятельности руку надо положить на левую сторону груди ребёнка так, чтобы пальцы упирались в межрёберное пространство ниже соска. (Нормальной силы сердечный толчок у всех детей в положении стоя сильнее, чем в положении лёжа.)

Ощупывать пульс на лучезапястном суставе надо тремя пальцами, погружёнными в толщу мягких тканей. Потренируйтесь для начала на взрослых членах семьи (начните с себя!) и только потом беритесь за руку ребёнка.

Определять исходную частоту пульса надо не раньше, чем через десять минут после того, как ребёнок спокойно посидел или полежал.

3. Техника подсчёта частоты дыхания у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Провести санитарную обработку рук. осушить.

3. Раздеть ребёнка до пояса.

Выполнение манипуляции:

1. Отвлечь ребёнка.

2. Положить руку исследователя на живот или грудную клетку ребёнка (в зависимости от возраста).

3. Считать количество экскурсий живота или грудной клетки во время вдоха в течение 1 минуты.

4. Оценить частоту дыхания у ребенка.

5. Одеть ребёнка.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:у новорождённых и грудных детей ЧДД подсчитывают с помощью стетоскоп, раструб которого держат около носа ребёнка.

4. Техника подсчёта частоты пульса у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

|4. Придать положение пациенту «сидя» или «лёжа».

Выполнение манипуляции:

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:

1. У детей до 1 года пульс определяют на височной, сонной артерии, у детей старше 2-х лет — на лучевой.

2. Кисть и предплечье при подсчёте пульса не должны быть «на весу».

5. Техника постановки горчичников детям

Обязательные условия:Горчичники ставить при Т тела не более 38°С и на неповреждённую кожу.

Оснащение:Горчичники, лоток с водой Т 40-45°С. широкий бинт. подсолнечное масло, полотенце, одеяло.

Подготовка к манипуляции:

1. Сообщить маме о ходе манипуляции, получить информированное согласие.

2. Проверить пригодность горчичников (горчичники должны иметь резкий специфический запах и не должна осыпаться).

3. Провести обработку рук.

4. Раздеть ребёнка по пояс, уложить ребёнка в кроватку, осмотреть кожные покровы.

Выполнение манипуляции:

1. Смочить широкий бинт, сложенный в 1-2 слоя, в тёплом подсолнечном масле (Т 37-38°С) отжать и приложить к телу ребёнка, не захватывая область сердца и позвоночника.

2. Поверх бинта положить горчичник, смоченный в воде (Т 40-45°С).

3. Укрыть ребёнка пелёнкой и одеялом.

4. Зафиксировать время и следить за состоянием кожи. Держать горчичники до появления стойкой гиперемии (5-10 минут).

5. Снять горчичники, протереть кожу пелёнкой насухо.

6. Укрыть ребёнка тёплым одеялом.

Завершение манипуляции:

1. Тепло укрыть ребёнка и уложить в постель.

2. Вымыть, осушить руки.

6. Техника соскоба на энтеробиоз

Примечание:процедура проводиться утром, ребёнка не подмывать.

Оснащение:Глицерин 50 % раствор или изотонический раствор хлорида натрия,деревянная палочка с ватным тампоном на конце, чистая сухая пробирка, I пара стерильных перчаток, контейнер для отходов класса «В», бланк — направление.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Выписать направление на исследование.

3. Провести гигиеническую обработку рук.

4. Надеть перчатки.

5. Палочку с ватой смочить в глицерине или изотоническом растворе натрия хлорида.

Выполнение манипуляции:

1. Уложить ребёнка на бок или маме на колени.

2. Раздвинуть ягодицы пациента 1 и 2 пальцами левой руки и произвести соскоб с поверхности прианальных складок деревянной палочкой с ватным тампоном на конце.

3. Поместить палочку в пробирку.

Завершение манипуляции:

1. Снять перчатки, положить в контейнер для отходов класса В

2. Вымыть и осушить руки.

3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.3. 2630 -10″Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно ~ профилактических учреждений».

4. Доставить материал в клиническую лабораторию с сопроводительной документацией.

Стандарт «Подсчет частоты сердечных сокращений (пульса) у детей раннего возраста»

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Цель: диагностика

Показания: наблюдение

Приготовьте: часы с секундомером, температурный лист, ручка

Алгоритм действия

1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры

2. Вымойте пуки, осушите, согрейте.

3.Ребенка удобно усадите или уложите. Расположите предплечье и кисть на столе

4.Слегка прижмите 2,3,4 пальцами на лучевую артерию, ( 1палец находится со стороны тыла кисти) и почувствуйте пульсацию артерии.

Примечание:

— у новорожденных пульс определяется на плечевой артерии

— у детей до 2х лет на височной артерии;

— у детей старше 2 лет на лучевой артерии.

5.Подсчитайте пульс строго в течение 1 минуты (у детей пульс ритмичный)

6.Запишите результаты в температурный лист.

7.Вымойте руки, осушите.

Примечание: подсчет пульса у ребенка производите во время покоя в течение 1 минуты. Пульс учащается во время плача и при повышении температуры тела.

Частота пульса:

— у новорожденного — 120-140 в мин

— у детей грудного возраста — 110-120 в мин

— у детей 2-4 года — 100-105 в мин -у детей 11-14 лет-80-85 в мин

Стандарт » Промывание желудка новорожденным и детям раннего возраста»

Цель: лечебная (удаление из желудка токсического вещества)

Показания: отравление ребенка

Приготовьте: стерильные: желудочные зонды №№ 6,8,10 (тонкий желудочный зонд), пинцет, салфетки, лотки, емкость для промывных вод, 20,0 шприц или шприц Жане, перчатки; фартук, клеенку, пеленки, емкость с кипяченной водой 20-22°С, таз для промывных вод, емкости с дезраствором, ветошь,

Алгоритм действия:

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, оденьте перчатки и фартук.

3.Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором, постелите клеенку, пеленку.


4.Достаньте пинцетом зонд из упаковки в лоток, измерьте глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка, поставьте метку лейкопластырем, закройте канюлю зонда.

5.Уложите детей первых месяцев жизни и детей в тяжелом состоянии на бок со слегка повернутым вниз лицом, наденьте фартук

6.Поставьте таз для промывных вод у ног ребенка.

7.Возьмите зонд на расстоянии 7-8см от слепого конца как писчее перо, смочите кончик зонда в воде и введите через носовой ход до метки (если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять — немедленно извлеките зонд и повторите процедуру).

8.Наберите в шприц (шприц Жане) 20-80 мл кипяченной воды 120-22°С, присоедините к зонду, поднимите шприц вверх, медленно введите жидкость в желудок.

9.Опустите конец зонда со шприцом вниз, отсосите содержимое желудка, вылейте в таз для промывных вод.

10.Повторите промывание до чистых промывных вод.

11.Отсоедините зонд от шприца, удалите через салфетку.

12. Передайте ребенка матери или положите в кроватку

13. Поместите в емкость с дезраствором пинцет, зонд.

14. Снимите фартук, перчатки, поместите их в КБУ.

15. Вымойте и осушите руки.

Примечания:

-объем раствора для одномоментного введения: новор.-1 мес — 5-8мл/кг; 2-6мес —

8-12мд/кг; 7-12мес — 15-20мл/кг; 1-6 лет — 16мл/кг.

-общее количество раствора для промывания желудка детям: до 1 года определяют по формуле lOOxn, где п число месяцев ребенку, старше года 1000мл*т, где m — число лет;

-во время промывания контролируйте общее состояние ребенка;

-детей старшего возраста можно усадитьна колени помощника так, чтобы он удерживал ноги ребенка своими скрещенными ногами, голову фиксирует одной рукой за лоб, другой обхватывает руки;

-при необходимости соберите содержимое желудка в стерильную емкость для промывных вод и отправьте в лабораторию в сопровождении направления;

Стандарт «Обработка полости рта при стоматите»

Цель: лечение.

Показания: стоматиты

Приготовьте: 2% раствор натрия гидрокарбоната или 10-20% натрия тетрабората в глицерине, противогрибковые антибиотики, деревянные палочки с ватой, ватные шарики, марлевые салфетки, резиновый баллон или шприц, пинцет, лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, емкость, пеленку, фартук клеенчатый, емкое! 1 с дезинфицирующим раствором, резиновые перчатки, инструментальный столик.

Алгоритм действия

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

3.Поставьте на инструментальный столик необходимое оснащение

4.Приготовьте лекарственный раствор для орошения: 1 чайную ложку соды на 200мл воды.

5.Орошение полости рта с помощью стерильной салфетки ими палочки с ватой:

-уложите ребенка на пеленальный стол, помощник фиксирует его положение;

-захватите зажимом стерильную салфетку, обернув ее вокруг зажима, смочите в растворе, вращая осторожно зажим легкими движениями, снимите налет;

6.Орошение полости рта резиновым баллоном (шприцем):

-уложите ребенка на колени помощника, фиксируйте левую руку на лоб, правой охватите руки, скрещенными ногами помощник удерживает ноги ребенка;

-грудь и шею ребенка закройте передником внизу, возле подбородка подставьте лоток;

-наберите в резиновый баллон (шприц), лекарственный раствор, откройте рот ребенку и введите баллон (шприц) в полость рта

-сожмите баллон, направив струю к твердому небу

— голову ребенка наклоняйте вначале на одну сторону, затем на другую;

7.Осушите лицо ребенка.

8.Использованные предметы сложите в емкость с дезинфицирующим раствором.

9.Обработайте рабочие поверхности дезинфицирующим раствором.

10.Снимите перчатки поместите в КБУ, вымойте руки, осушите.

Стандарт «Соскоб на энтеробиоз с перианальных складок»

Цель: диагностика

Показания: энтеробиоз

Приготовьте: резиновые перчатки, стеклянную баночку с лопаточкой, смоченной в клеоле, стеклограф, бланк направления, емкость с дезинфицирующим раствором

Алгоритм действия

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Маркируйте баночку стеклографом,

3.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

4.Уложите ребенка на левый бок, верхнюю ногу согните в коленном суставе и отведите вверх (если ребенок грудной -уложите на спину и поднимите ноги вверх).

5.1 и 2 пальцами левой руки раздвиньте ягодицы.

6.Возьмите палочку и приложите несколько раз клейкой поверхностью к перианальным складкам и к анальному отверстию.

7.Вложите палочку в баночку.

8.Вымойте и обработайте антисептическим раствором руки в перчатках, снимите перчатки поместите в КБУ.

9.Вымойте руки и осушите.

10.Транспортируйте материал в лабораторию, сопровождайте направлением.

Примечание: перед исследованием — ребенка не подмывать!

Стандарт «Сбор мочи на общий анализ у детей до 1 года»

Цель: исследование.

Показания: диспансерное наблюдение.

Алгоритм действия

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Выпишите направление в клиническую лабораторию.

3.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

4.Постелите на кровать ребенка клеенку.

3. Надуйте наполовину резиновый круг- оберните его пеленкой.

6.Поставьте на клеенку тарелку, поверх тарелки резиновый круг, края пеленки не должны находиться в тарелке.

7.Подмойте тщательно девочку, обсушите, уложите на резиновый круг, фиксируйте вынужденное положение ребенка, накройте пеленкой

8.При затруднении выделения мочи для рефлекторной стимуляции откройте кран с водой или поглаживайте живот и т.д.

9.Слейте осторожно мочу в чистую, сухую банку.

10.Организуйте доставку мочи в лабораторию, прикрепив бланк-направление.

11.Снимите перчатки, вымойте руки, осушите.

Примечание: у мальчиков для сбора мочи используйте пробирку или резиновый напальчник или презерватив, предварительно промойте от талька и смазки.

Пульс у детей формируется так же, как у взрослых. Кровь, которую сердце выбрасывает в аорту, вызывает колебания артериальных стенок, которые передаются на крупные артерии. Однако свойства пульса у детей, особенно его частота и ритмичность, довольно сильно отличаются от тех же показателей у взрослых.

Норма для детей

В зависимости от возраста детский организм испытывает разную потребность в питательных веществах и кислороде. Интенсивный обмен веществ и особенности регуляции сердечного ритма приводят к тому, что у детей частота пульса выше, чем у взрослых в тех же условиях. В целом чем младше ребенок, тем чаще у него пульс. Исключение составляют только новорожденные, у которых ЧСС несколько ниже, чем у детей первых недель жизни.

Таблица нормы пульса для детей по возрасту от рождения и до 15 лет:

Возраст ребенка Норма пульса (ударов в минуту)
Новорожденный 120 – 140
6 месяцев 130 – 135
1 год 120 – 125
2 года 110 – 115
3 года 105 – 110
4 года 100 – 105
5 лет 98 – 100
6 лет 90 – 95
7 лет 85 – 90
8 лет 80 – 85
9 лет 80 – 85
10 лет 78 – 85
11 лет 78 – 84
12 лет 75 – 82
13 лет 72 – 80
14 лет 72 – 78
15 лет 70 — 76
Нормы показателей пульса в этой таблице рассчитаны для здоровых детей, не имеющих проблем избыточного веса, патологических отклонений в работе ЦНС, ССС или щитовидной железы.

Норма пульса у детей приведена в состоянии покоя. Если ребенок во время определения этого показателя плачет, ему холодно или, например, он недавно поел, показатели могут отличаться от нормальных. Это же относится и к данным ЭКГ – не стоит паниковать, если у ребенка при этом исследовании частота сердечных сокращений больше нормы. Врачи обращают внимание на необычное замедление пульса, а также на нарушения нормального ритма сердца, которые можно выявить на ЭКГ.

Какой пульс должен быть у ребенка:

  • он должен соответствовать показателям нормы, легкой тахи- или брадикардии, приведенным в таблице;
  • он может быть несколько аритмичным, при этом связанным с фазами дыхания;
  • он должен хорошо прощупываться на сонной артерии (на передне-боковой поверхности шеи ниже угла челюсти);
  • не должно ощущаться длительных пауз или перебоев.

При определении пульса у детей часто можно заметить, что он неритмичный. Во время глубокого вдоха его частота увеличивается, на выдохе уменьшается. Это явление называется дыхательной аритмией. Оно связано с постоянным изменением регуляции сердцебиения под действием вегетативной нервной системы и многочисленных нервных окончаний в стенках сосудов, улавливающих давление и концентрацию кислорода в крови (баро- и хеморецепторов).

Дыхательная аритмия – разновидность аритмии синусовой. Это норма пульса у детей любого возраста, а также у взрослых. Это не заболевание, оно не требует лечения или наблюдения у врача.

Изменчивость частоты сердцебиения у детей выражена сильнее, чем у взрослых. При регистрации кардиограммы врач измеряет промежутки между сокращениями сердца. Если интервалы между ними различаются больше, чем на 10%, говорят о синусовой аритмии, а если при этом отмечается четкая связь с дыханием – о дыхательной. У детей же дыхательная аритмия может сопровождаться изменением интервалов между сокращениями сердца до 30%, и это абсолютно нормально.

Тахикардия

Сравнив пульс ребенка с нормой по возрастам, родители иногда отмечают учащенное сердцебиение и как следствие высокий пульс. Это может быть связано с физической активностью ребенка, повышением у него температуры тела, но иногда служит признаком заболеваний сердца.

Синусовая тахикардия – увеличение частоты сердцебиения, вызванное более частой работой синусового узла. Это скопление нервных клеток в стенке сердца является своеобразной батарейкой, регулярно посылающей электрический сигнал к миокарду. Эти импульсы заставляют сердечную мышцу сокращаться. Если у ребенка отмечается частый пульс, а на ЭКГ регистрируется синусовая тахикардия, необходимо исключить анемию и пороки развития легких. В других случаях обычно такое учащение пульса вызвано физиологическими причинами.

В приведенной таблице указаны показатели пульса которые считаются завышенными для ребенка и в зависимости от степени повышения, тахикардия может быть: легкой, умеренной или резкой.

Возраст, годы Легкая тахикардия Умеренная тахикардия Резкая тахикардия
Новор. 161 – 175 176 – 190 Более 200
6 мес. 156 – 170 171 – 185 185
1 131 – 145 146 – 160 160
2 121 – 135 136 – 150 150
3 116 – 125 126 – 140 140
4 111 – 120 121 – 135 135
5 106 – 109 111 – 120 120
6 101 – 105 106 – 115 115
7 96 – 100 101 – 110 110
8 91 – 95 96 – 105 105
9 91 – 95 96 – 105 105
10 91 — 95 96 – 105 105
11 90 – 94 95 – 104 104
12 88 – 92 93 – 102 102
13 86 – 90 91 – 100 100
14 84 – 88 89 – 98 98
15 80 — 86 87 — 90 98

Другие виды высокого пульса у детей возникают не постоянно, а периодами, приступами, или, как говорят врачи, пароксизмами. В детском возрасте может встречаться наджелудочковая тахикардия. Она проявляется внезапным учащением пульса более 140 ударов в минуту. Через какое-то время (от нескольких секунд до нескольких часов и даже более) приступ внезапно прекращается.

Такие пароксизмы суправентрикулярной (наджелудочковой) тахикардии у детей чаще всего вызваны такими заболеваниями:

  • врожденные пороки сердца;
  • аномалия Эбштейна (тяжелое нарушение развития сердца с выраженной легочной гипертензией и кислородной недостаточностью);
  • синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта.

Суправентрикулярная тахикардия непосредственной угрозы для жизни не представляет. Однако приступ необходимо снять, а ребенка проконсультировать у кардиолога.

Более опасна желудочковая тахикардия у детей. В таком возрасте она наблюдается очень редко и обычно связана с врожденными пороками сердца, а у детей более старшего возраста – с тяжелым воспалением сердечной мышцы (миокардитом), например, после ОРЗ.

Брадикардия

В отличие от частого пульса, который обычно не является симптомом серьезных заболеваний, его урежение должно насторожить родителей и врача. При умеренной и выраженной брадикардии необходимо как минимум зарегистрировать ЭКГ. По результатам обследования при брадикардии обычно выявляются такие нарушения:

  • дисфункция синусового узла и синоатриальные блокады (нередко с возрастом такие нарушения проходят самостоятельно);
  • атриовентрикулярная блокада II – III степени; при полной блокаде (III степени) ребенку необходима установка кардиостимулятора.

Низкие показатели ЧСС (Число Сердечных Сокращений должно совпадать с колебаниями пульса) для детей от 0 до 15 лет. В зависимости от степени снижения пульса по таблице, брадикардии может быть: легкой, умеренной и резкой.

Возраст, годы Резкая брадикардия Умеренная брадикардия Легкая брадикардия
Новор. Менее 100 100 – 109 110 – 114
6 мес. 90 90 – 114 115 – 124
1 90 90 – 99 100 – 114
2 90 90 – 99 100 – 104
3 85 85 – 94 95 – 99
4 75 75 – 84 85 – 94
5 70 70 – 84 85 – 94
6 70 70 – 79 80 – 84
7 65 65 – 74 75 – 79
8 60 60 – 69 70 – 74
9 60 60 – 69 70 – 74
10 58 58 – 67 68 – 72
11 58 58 – 67 68 – 72
12 55 55 – 64 65 – 69
13 52 52 – 61 62 – 66
14 52 52 – 61 62 – 66
15 50 50 — 52 60 — 64

Как проверить пульс у ребенка

Этапы определения пульса:

  • попросить ребенка отдохнуть сидя в течение 10 минут; во время сна пульс может существенно замедлиться, поэтому измерение проводится только при бодрствовании;
  • пульс можно проверить на сонной артерии, на запястье, а также в подколенной ямке, тыле стопы, в паховой области и локтевой ямке при разогнутой руке;
  • взять часы с секундной стрелкой;
  • попросить ребенка положить руку на стол перед собой ладонью вверх;
  • два пальца положить на внутреннюю поверхность запястья, нащупать пульс;
  • сосчитать количество пульсовых волн за минуту.

У детей лучше не подсчитывать частоту пульса за 15 – 20 секунд и потом умножать на 4 и 3 соответственно, так как для них характерна значительная синусовая аритмия. При подсчете пульса за короткий период погрешность его определения увеличивается.

Симптомы нарушений пульса

Предположить, что у ребенка может быть нарушено сердцебиение, можно по таким симптомам и жалобам:

  • головокружение;
  • быстрая утомляемость при нагрузках;
  • внезапная слабость;
  • жалобы на сильное сердцебиение;
  • боль в груди;
  • внезапная синюшность губ или приступ одышки.

При появлении таких жалоб сначала можно самостоятельно измерить ребенку пульс, а затем обратиться к врачу.

Диагностика

Если у ребенка наблюдается отклонение пульса от нормальных значений, педиатр назначит общее обследование для исключения несердечных причин патологии – анемии, инфекции и т. д. Ребенка направляют на ЭКГ. Это исследование не всегда дает нужную информацию, так как запись длится короткое время, а нарушения пульса (и сердечного ритма) могут быть непостоянными.

При подозрении на нарушения ритма ребенку назначают суточное мониторирование ЭКГ. Это исследование совершенно безопасно и может выполняться у малышей с рождения. На переднюю поверхность грудной клетки ребенка прикрепляются одноразовые электроды, которые с помощью провода присоединены к небольшому записывающему устройству. На следующий день электроды снимают, запись дешифруют с помощью компьютерной программы и анализируют.

Суточное мониторирование ЭКГ при изменениях пульса у ребенка позволяет:

  • определить максимальную, минимальную, среднюю ЧСС за день, за ночь, за сутки и соответствие ее возрастной норме; это, например, позволяет исключить патологию, если во время осмотра врача или ЭКГ ребенок плачет;
  • выявить пароксизмальные нарушения ритма, например, при синдроме WPW, которые могут приводить к временному значительному учащению пульса;
  • определить количество пауз в работе сердца и выяснить, есть ли показания для установки кардиостимулятора.

У подростков и молодых людей для диагностики причин внезапного учащения пульса также применяется чреспищеводное электрофизиологическое исследование. Оно заключается в стимуляции работы сердца с помощью электрического сигнала, который поступает с электрода, помещенного в пищевод. Исследование информативно для диагностики дисфункции синусового узла, синдрома WPW, суправентрикулярных тахикардий.

При выявлении шума в сердце и жалоб на изменения пульса ребенка направляют на УЗИ сердца. Главная цель такого исследования у детей – выявить врожденный порок сердца и определить показания к операции.

Для определения того, насколько хорошо сердце ребенка умеет справляться с физическими нагрузками, врачами выполняется проба Руфье.

Лечение

Если учащение пульса вызвано физиологической причиной, например, плачем, лечить его не требуется. При выявлении сопутствующих заболеваний, например, анемии или порока сердца, необходимо их лечение. После устранения причины частота пульса нормализуется.

В случае пароксизмальных нарушений ритма у детей возможны такие варианты лечения:

  • прием антиаритмических препаратов;
  • радиочастотная аблация дополнительных проводящих путей при синдроме WPW;
  • имплантация кардиостимулятора.

Если известно, что у ребенка суправентрикулярная тахикардия, прекратить ее пароксизм в домашних условиях без введения лекарств можно с помощью так называемых вагусных проб:

  • глубоко вдохнуть и натужиться;
  • окунуть лицо в таз с холодной водой.

Такие меры, как массаж области сонной артерии или надавливание на глазные яблоки, у детей не рекомендуются. Они могут вызвать чрезмерное замедление пульса и даже временную остановку сердца.

Автор статьи: Практикующий врач Чубейко В. О. Высшее медицинское образование (ОмГМУ с отличием, ученая степень: «кандидат медицинских наук»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх